После дождя всегда появляется радуга…


                                                                                        Поездки воспитывают осёдлость,

                                                                                        Осёдлость нравственную, любовь к родному.

                                                                                        Д. Лихачёв

Старый буддийский храм на окраине Элисты поражает своим убранством!

Дорога пролегала в сердце Калмыкии – Элисту. Это будет вторая моя встреча с солнечной республикой, уютно расположившейся на пустынной равнине. Когда я впервые оказалась здесь, ещё учясь в колледже, тогда моё восприятие было другим. Не было настоящего трепета от встречи с иной культурой и её представителями, с их духовным сокровищем, а больше это походило на некое туристическое развлечение. Ведь путешественник и турист – вовсе не одно и то же.

Об этом ещё писал выдающейся академик Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном», где целое послание было посвящено теме путешествий. Вот небольшой отрывок из этого текста: «Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Любой город, любая страна, любое место, к поездке в которые вы не подготовились, – неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее. Что значит подготовиться к поездке в незнакомый город – город, в котором вы еще не бывали? Это значит – изучить его историю, знать его планировку, хотя бы по туристическим схемам, отметить на карте заранее все места, которые нужно посетить, и примерные маршруты, чтобы не терять времени. Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только не интересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные…» Вот такие вдохновляющие размышления замечательного человека, так много сделавшего для отечественной культуры! Прочитайте по- возможности всю книгу в целом, и вы откроете настоящую веселенную, и будете готовы к любой поездке….

Буддийские ступы.

…И так, я в пути. Случайно оказалась на почётном месте, окружённая слева- водителем, а справа – руководителем туристической компании «Grace travel», Александром Гущиным, организовавшим благодаря всему профессиональному коллективу данное путешествие. Погода была тёплой, ясно светило солнце, а облака, причудливых узоров, сопровождали нас весь путь, словно благословляли на эту поездку. Наслышанная про особенность Калмыцких степей – цветение диких тюльпанов в апреле, я с полным вниманием и трепетом жадно всматривалась в бесконечные просторы. И что же вы думали? Я их всё-таки разглядела среди густой травы; они будто сами приветствовали нас и делались от этого всё ярче и ярче, как красные фонарики, разбросанные по всей земле, сигнализирующее о наступлении весны. Это было чудесно! А в самый пик цветения тюльпанов проводятся даже целые фестивали,- настолько это захватывающее зрелище! И счастлив будет тот, кто это диво дивное увидит в живую, своими глазами, пусть даже и сидя в машине… Почему-то здесь я вдруг вспомнила о своём наблюдении полного солнечного затмения. Ведь это то же чудо, только астрономического характера, и увидеть его – истинный подарок судьбы и научная удача!

А мы, тем временем, двигаемся дальше. И каждый из нашей команды ждёт чего-то своего, личного от встречи с другой культурой, другой религией, иной местностью. У кого-то задачи познавательные, у кого-то более прагматичные, а некто, возможно, ищет духовно-романтичное состояние. Каждому своё. Но вот что нужно, чтобы эта встреча всё-таки состоялась, чтобы каждый путешественник обрёл в итоге то, что искал? На эту тему размышляют многие писатели, философы и т.д., мне же близко понимание академика М.М. Бахтина, который размышлял о важности встречи с Другим, то есть, не похожим на тебя, соединившись с которым, ты обретёшь подлинную целостность. Но чтобы, по словам мыслителя, эта встречам была подлинной, необходима настройка на Другого. Нужно увидеть мир его глазами, прочувствовать его, и при этом не потерять себя, не раствориться в Другом. Встреча как проникновение в другие ценности, в другие духовные измерения, которые помогают расширить собственные ценностные границы и углубить уже накопленные знания. Конечно, запланированные маршруты той или иной компании, не смогут дать всей полноты картины жизни других людей, поэтому воспринимать такое путешествие нужно как приглашение к дальнейшему уже самостоятельному исследованию...
Автобус на Элисту оказался полностью заполнен людьми, большинство из которых дамы зрелого возраста. Уж не знаю почему, но мужчин было гораздо меньше, возможно потому что они предпочитают самостоятельные поездки, например, автостопом или на собственном транспорте. А дамы видят в этом свои риски, и поэтому стремятся к комфорту и безопасности. Но и в «мужском» типе путешествий» и в «женском» есть свои плюсы и минусы…Мои отвлечённые думы были прерваны остановкой. Оказывается мы уже очутились на границе с Калмыкией, где установлен памятник сайгаку и её потомству, животному - символу всей республике. В дальнейшем изображение этого животного встретится нам неоднократно.

Как же хорошо в степи именно в этом время года, потому что помню, как мы ехали в эту же строну, но только в Астрахань, и встречала нас такая назойливая мошкара, что мы и минуты не могли провести на улице! Понимаю теперь ещё больше Пушкина, который так не любил лето!
Ну а мы тем теперь временем, благополучно пересекли границу и уверенно шагнули, а точнее заехали на территорию Калмыцкой республики. Минуя необхватные степи, мы мгновенно оказались в цивилизационной густонаселённой столице – Элисте, при въезде в которую нас встречал величественный монументальной памятник высотой в 8 метров – «Золотой всадник». «Всадник» возвышается на длинном шпиле, и потому его видно ещё издалека, особенно, когда солнечный свет играет на его плаще. Возникает ощущение, будто бы он осматривает весь город с высоты птичьего полёта и таким образом охраняет его от врагов. Ещё что примечательно: это сооружение является самой большой позолоченной монументальной скульптурой в России! А образ «Золотого всадника» взят из народного эпоса «Джангар». И как оказалось в дороге нас ещё не раз встретят подобные красивые сооружения.

Центральный хурул

Город поразил меня своей чистотой и простором: широкие дороги, приветливые лица местных жителей, -всё это не может не вдохновлять к дальнейшему странствию. И думаю не одну только меня…Первым нашим пунктом назначения стал старинный буддийский хурул – этот первый храм построенный в Калмыкии ещё в 1996 году, раскинувшийся на лоне живописной природы, расположен южнее Элисты по дороге в посёлок. Своей тишиной, величественным спокойствием и отрешённостью от мирской суеты он мне напомнил православный женский монастырь в Дубовке – то же великое молчание, в котором есть определённый смысл, но постичь его дано не каждому и не сразу.
По мере приближения к храму степной буйный ветер усиливался, единственное явление, нарушавшее тишину. Но и в нём можно услышать Бога. Территория хурула – ухоженная, везде явно присутствует заботливая рука буддийских послушников: политые с любовью и нежностью цветы, выращенные деревья, украшенный сад и т.д. Подойдя совсем близко к храму, я испытала ещё больше духовного волнения, нежели когда созерцала его издалека. Волнение объясняется не только возможностью вот-вот прикоснуться к святыне, стать ближе к духовному миру, но и тем, что это общение с другой культурой и верой, где есть свои каноны.
Сам буддийский хурул дивно украшен, будто сошёл со страниц какой-то восточной сказки. И иные архитектура и орнамент - всё это расширяет границы нашего привычного мира и даёт «зелёный свет» для путешествия в другой «космос». И снова нас встречали любимые калмыцкие сайгаки, увенчавшие собой самый верх храма. Там же расположился расписной круг как символ единения со всей вселенной, который напомнил мне сакральную мандалу. По обеим сторонам храма находятся священные молитвенные барабаны, которые если крутить почасовой стрелки, то это будет способствовать гармонизации внутреннего и внешнего пространства человека. При этом важно состояние мыслей, с которыми производится этот обряд. Желательно не только просить, но и благодарить за всё Бога или Вселенную, и выбрать главное, т.е. то, что вам больше всего не хватает для вашего духовного развития. Важно понимать, что в храмах и монастырях не просят материального благополучия;  здесь свои законы.
Ещё одно из правил посещения хурула – снимать обувь перед входом в гости в Божий дом. Ведь когда мы приходи в гости к людям, мы так же уважаем нравы и обычаи, установленные хозяевами. То же самое и когда мы посещаем святые места. Босые ноги символизируют чистоту, с которой гость вошел в дом, а за порогом оставил всё лишнее и  суетное, что собой являет обувь. К тому же в храме тепло и уютно, повсюду лежат ковры, а стены причудно расписаны в буддийском иконографическом стиле. В центре, там, где у православных это место называется алтарь, возвышается величественная статуя Будды. К Нему нельзя поворачиваться спиной, а можно лишь боком и лицом, и потому я решила ненадолго присесть на одну из скамеек. Кстати, эти самые скамейки, расположившиеся напротив статуи Будды, напомнили мне атмосферу католического храма, где вся служба у прихожан проходит в сидячем положении. Но в буддийском храме можно сидеть не только на лавках, но и на полу.

Величественная арка при входе на территорию Храма

Весь храм наполнен неземными запахами разнообразных благовоний, которые очищают пространство от злых духов и способствуют медиативному настрою. Образы злых духов есть и в буддийских росписях. По словам местных монахов, изображение тёмных сущностей обессиливает их и помогает монахам с ними сражаться. Такая философия меня мгновенно унесла в далёкое Средневековье, где все готические соборы на крышах которых по линии фасада располагались всевозможные химеры, бестии, гидры, горгоны как символы тёмных сущностей, как проводники в ад, как своеобразное напоминание о шаткости мира и порядка, напоминание об эстетическом значении безобразного. Помните, в ту же Средневековую эпоху творил выдающийся живописец Иероним Босх и его триптих «Сад земных наслаждений», где он изобразил три мира: рай, земная человеческая жизнь и ад? Искусствоведы называют Босха проводником в эстетику безобразного; через его полотна люди учатся видеть смыслы в этом самом безобразном и чувствовать гармонию вселенной, состоящую из разных плоскостей. И находясь в буддийском храме, я ощутила вот это же присутствие безобразного, которое так часто соседствует с прекрасным, а также важность отличать одно от другого и верно реагировать на эти ценности…
В хуруле не приветствуется общаться лицам женского пола с монахами, поэтому свои всеохватывающие вопросы я оставила при себе. Но наш экскурсовод немного посвятил в буддийские знания, рассказывая про изображения на стенах. Как известно буддизм - это самое древнее религиозно- философское учение из всех трёх мировых религий ( Христианство и Ислам) на земле. Основателем и главных Учителей этой религии является Будда Шакьямуни. После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, к её материальным ценностям и прекратить страдания (войти в нирвану) и достичь пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий благодаря практике самоограничения и медитации. Однажды Будда сел возле раскидистого дерева и просидел так 7 дней, таким образом, войдя в медитацию, во время которой его сознание полностью успокоилось и он увидел собственный дух и душу всех вещей. И такое состояние достигалось без Божественного присутствия, как рассказывает нам учение, что полностью расходится с православным христианством, где только благодаря Божественным откровениям и видениям можно стать просветлённым и просвещённым.
Кое-где крупными буквами были написаны мантры, повторяя которые человек обретает то, к чему стремится в соответствии со смыслом, заложенным в самом тексте. Поэтому, чтобы петь те или иные мантры для начала узнайте, а каков их смысл. Ведь слово, как известно, имеет большую силу, вспомните, как написано в Библии: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». То есть мантры и молитвы – это сакральные тексты, произносить которые нужно вдумчиво и осмысленно. Осматривая внутреннее убранство храма, мне вдруг стало интересно, а как же здесь должно быть красиво во время богослужений! Это же совсем другая реальность, иной мир, такой ценный и нерушимый для людей Востока и Азии. И когда я слышу, что где-то возникают религиозные или этнические споры и даже войны, мне становится так обидно за человеческое невежество и хамство. Ну как можно соревноваться в «номинациях» - какая раса или какая религия «лучше»? Это так нелепо. Помните, ещё наш великий друг, Ф. М. Достоевский говорил обо особенности России, которая заключается в познании и принятии всех народов со всеми их традициями и со всей их философией и культурой. Так мы глубже познаем собственную культуру. Примерно об этом же говорит и Д.С. Лихачёв, только про иную ценность: «Поездки воспитывают оседлость, осёдлость нравственную, любовь к родному». Вдумаемся в эти мудрые строки, возможно тогда конфликтов станет меньше, если мы начнём искать общее друг с другом, а не различное.

Калмыцкий языческий бог, покровитель местности

Проникнувшись буддийской атмосферой в храме, мы отправились дальше. А далее нас ожидал великолепный Шахматный городок. Но по дороге до автобуса мы ещё успели подойти к буддийским ступам. Ступы – ( «макушка, куча земли, камней, земляной холм») буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания. Первоначально представляла собой реликварий, затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события. Исторически восходит к могильным курганам, сооружавшимся для погребения царей или вождей. Кстати, чуть не забыла, примечательность этого храма ещё и в том, что на его территории когда-то останавливался сам Далай Лама XIV. И дом, в котором он жил не продолжительное время сохранили как сакральный памятник культуры для всех буддистов. Ну а мы, помахав рукой этой восточной сокровищнице мудрости и  истины, поехали дальше. В пути нас застал легкий дождик да ветер, но эта смена погоды лишь добавила колоритности нашему разнообразному настроению, подчеркнув многогранность этой местности.
И вот мы очутились в городе Шахмат или по-другому Сити-Чесс (от анг. Citi-Chess). Я не была здесь целых 10 лет! Но оказавшись, я заметила, что ничего с тех пор не изменилось: те же цветущие по весне деревья, та же монументальность зданий, те же уютные коттеджные посёлки и то же скопление народа, съехавшегося, чтобы прикоснуться к ещё одному чуду  солнечной Элисты. На въезде нас встречали царственно важные ворота, украшенные определённой символикой: флаг РФ, флаг республики Калмыкия и герб Международной шахматной федерации FIDE в виде профиля белого шахматного коня – одной из самых загадочных фигур всего поля. Кстати, флаг Калмыкии часто красуется в Элисте, украшая собой преимущественно официальные здания, и выглядит он так (для тех, кто забыл или не знает): в центр жёлтого полотна помещён голубой круг, а в его «сердце» изображён лотос как символ Калмыкии.
И так, на территории города Шахмат находятся следующие объекты: консульство Монголии, Шахматная академия, Дворец бракосочетания, жилые комплексы: «Белая ладья», «Ферзь», площадь Каиссы – покровительницы шахмат и Дворец шахмат. Именно последнее стало нашим подробным местом для знакомства. Ведь здесь расположен музей шахмат, сувенирная лавка и многое другое. Первое, что захватывает дух при приближении к этому объекту – это размеры самих шахмат. Они огромны, как и доска, на которой они обитают! Люди, и особенно дети с превеликим любопытством трогали интеллектуальное достояние и даже пытались ими играть. Всё вокруг насыщенно шахматной символикой и героями, прославляющими эту сферу деятельности. А чтобы оказаться в музее шахмат нужно подняться наверх по винтовой лестнице, с которой, если смотреть вниз, такой открывается вид, аж захватывает дух! Местный экскурсовод стала для нас настоящим проводником в удивительный и вдохновенный мир тонкой и искусной игры. Музей наполнен разнообразными стендами с историческими справками о первых лицах шахматной вселенной и шахматными статуэтками из самых разных материалов. Всматриваясь в лица этих героев, невольно задумываешься, а какова же цена этих побед, этих умственных комбинаций и хитросплетённых уловок? На мой скромный взгляд, за такими громкими достижениями стоит полная аскетичности жизнь, направленная к одной единственной цели - совершенствованию себя. Да, именно так! Этому так же учат все восточные единоборства – победи себя и ты победишь весь мир. Но когда же человек ставит искажённую цель – одолеть любыми средствами противника, то в итоге он проигрывает. А шахматы – это и искусство, и наука, и спорт одновременно, наверняка наши передовые полководцы были неплохими игроками! Как полагают тренеры, своих детей нужно обязательно учить игре в шахматы, даже если он не станет великим мастером, то хотя бы он будет порядочным человеком с развитым мышлением . Одним из моих любимых шахматистов является Бобби Фишер; про него снят очень интересный фильм - "Бобби Фишер против всего мира". Личность он не однозначная, но точно то, что он являет собой пример крайней формы любви к шахматам. Человек настолько растворился в этом игровом мире, что все остальные миры для него уже не существуют, и всё вокруг он оценивает лишь с позиции умственных соревнований, и повсюду его преследуют одни комбинации. Поэтому во всём хороша мера, дабы не сойти с ума. Сейчас, кстати, набирает обороты игра в судоку, которая имеет свои преимущества в развитии логического мышления… Но вернёмся к современной Элисте. Нынче её можно по праву назвать шахматной столицей мира. Здесь часто проходят всевозможные шахматные турниры. Именно здесь проводили и  69-й Конгресс ФИДЕ. Да, действительно вся Элиста пропитана атмосферой не только буддийской, но и интеллектуально-шахматной.
На территории города Шахмат установлено множество необычных скульптур и рождены они благодаря международному конкурсу под названием «Планета Каисса», приуроченного к моменту основании самого города Шахмат, к 1998 году. А замысел создания целого города продиктован 33 –й Всемирной шахматной олимпиадой. И с тех знаменательных пор улицы города украшены причудливыми культурными объектами шахматной тематики. Например, меня впечатлила работа Ю. Гуневичус «Цейтнот». Она выглядит довольно призабавно, но смысл её глубок. Она символизирует нехватку времени, что типично для шахматного поединка. Ведь время может не хватить для обдумывания сложной комбинации, поэтому нужно уметь сочетать чувство времени и замысловатые шахматные шаги. В целом Шахматный городок полон удивительных сооружений, скульптур, домиков, в которых можно остаться пожить какое-то время, чтобы вдоволь насладиться энергетикой этого особенно места. Кстати, оказывается Сити-Чесс является отдельным муниципальным образованием со своим собственным флагом и гимном! Вот так бывает. А на выходе из сокровищницы интеллектуальных баталий, нас встречал милый знакомый – Остап Бендер, окружённый симпатичными столиками для шахматной игры. Для Калмыков видимо этот литературный персонаж – фигура знаковая и уважаемая. А мне вдруг почему – то вспомнился "Провал Остапа Бендера" в Пятигорске. Да, любят у нас в России и ближайших республиках этого «великого комбинатора»!

Тем временем снова разбушевался степной ветерок, а небо сковалось тучками.Ккак переменчива погода в Элисте: солнечная радость быстро сменяется легкой пасмурной грустью, но то же не надолго… Ведь впереди нас ждёт ещё один буддийский храм – Центральный хурул! Но перед этим мы успели посетить центральную площадь Элисты, где важно расположились такие объекты, как: Университет, Администрация города и ресторан «White House», находящийся на первом этаже Дома Правительства. Ресторан порадовал своей эстетикой с претензией на элитарность. Эта «претензия» выражена в цветовой гамме: красно-черные цвета интерьера, а также европейская кухня в сочетании с местной, азиатской. Из восточного мне удалось попробовать калмыцкий чай. Он показался мне вполне вкусным и насыщенным, но напитку не хватало национального колорита, видимо работники заведения решили смягчить остро- этническое европейским общедоступным вкусом. Что ж, в угоду определённым клиентам. Не будем строги к бизнес- играм!

Молитвенные барабаны

Ещё одной из достопримечательностей центральной площади Элисты, самого её сердца являются «Золотые ворота» (Алтн Босх по-калмыцки). Согласно истории и культурологии, этот уникальный экзотический национальный памятник буддийской архитектуры, установленная в 1990 году, иллюстрирует всю историю жизни калмыков. 15-метровая арка золотистого цвета, поддерживаемая красными колоннами, несет в себе сакральный смысл — это символ священного порога, переступив через который, человек может духовно очиститься. За Золотыми воротами идёт белокаменная дорожка, символизирующая путь добродетели. Одно из главных правил – проходить под этой священной аркой нужно молча, полностью сосредоточившись на своих мыслях и чувствах для точности и полноты обряда. А если звенят колокольчики, согласно примете, можно смело загадывать желание, оно обязательно сбудется! Вот такие восточные тонкости!
И последним пунктом нашего назначения стал Центральный хурул или по-другому «Золотая обитель Будды Шакьямуни», место более шумное из-за бесконечного скопления туристов, по сравнению со старым буддийским храмом, который нас встречал по приезду в Элисту. И вот так, по закону «кольцевой композиции», мы заканчиваем тем, с чего начинали, снова оказавшись в буддийском храме, месте освящённым самим Далай-ламой XIV. Когда я была здесь ещё в своей ранней юности, то не ощущала такой величественности и монументальности данного сооружения. «Ну храм и храм»,- вот раньше рассуждала я, - «Ну необычный, большой»…и т.д. А сейчас, после проникновения в православную культуру, начинаешь лучше чувствовать святые места других народов и понимать, насколько для них всё это священно. А главное, осознавать, что перед ликом этих величественных творений – Божьих домов на Земле, мы, люди – такие мелкие и грешные существа. И это не ложное самоуничижение, а, наоборот, с таких мыслей начинается точка роста.
Уже при входе на территорию хурула поражает своим благолепием буддийская арка, золочёно-алого цвета, а дальше твой взор медленно скользит по всей местности и ловит тишину и спокойствие, несмотря на засилье гостей. Согласно некоторым древним поверьям калмыков у каждого места есть свой покровительствующий дух. Так у подножия храма расположился добродушный калмыцкий языческий бог - Белый старец или Цаган Аав. Он будто встречает и провожает каждого с улыбкой, а заблудившимся всегда укажет путь. Так же с ним любят фотографироваться все свадебные пары, это считается доброй приметой. Кстати, мне довелось встретить на территории храма аж три новоиспечённых семейных пары калмыков! Это так приятно и красиво!

Его величество Будда!

За статуей следуют две лестницы, между которых установлен фонтан. По мере восхождения по одной из таких лестниц, невольно ощущаешь, как мир и спокойствие входят в твою душу, словно ты не только физически поднимаешься, но и духовно над всей житейской суетой, над всеми обидами, так терзающими человеческую душу, и становишься немного чище и светлее. А на вершине поджидает всех гостей скульптура божества богатства Куберы, думаю, богатства, в первую очередь, духовно-нравственного. Сам храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни» представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном стиле для буддистской культуры. Фасад здания дивно украшен национально-религиозной символикой в виде живописных орнаментов. Не зря премудрейшие искусствоведы уверенно заявляют, что любое архитектурное сооружение являет собой определенное письмо, которое нужно суметь прочитать, а для этого необходима подготовка: обучение соответствующей грамоте, помощь учителя и т.д. Бывает, правда, на кого-то снисходит благодать, и он интуитивно понимает, что же хочет сказать ему то или иное произведение искусства, как бы вступая с ним в сакральный диалог. Но это большая редкость, поэтому лучше посещать новые места с готовностью для духовно - познавательной беседы.
Внутри этого храма, как всегда оживлённо, много посетителей, с интересом внимающих новому для них миру. Зайдя глубже, я немного оторопела от того, что увидела. Огромная, преогромная золотистая статуя Будды, утопающего в живых цветах, смотрит на тебя с высоты, словно, хочет сказать что-то важное. Этот взгляд впечатляет навсегда! Видимо для буддистов золотой цвет считается сакральным, потому как, и флаг имеет ярко-жёлтый фон и статуи Будд всегда солнечного цвета, но что это точно значит, нужно выяснить во время следующей поездки в Калмыкию.
Вокруг храма расположились в 17-ти пагодах на пьедесталах позолоченные фигуры буддийских святых. У каждого святого свой духовной путь, у коих рассказывается в виде текста на специальных табличках, установленных у подножия пьедестала. Как же красивы, эти буддийские святые! Их лики совсем не здешнего мирского происхождения, - они слишком светлые, возможно, поэтому они облачены все в золотой цвет – цвет солнца. Здесь я нахожу связи и с православием и язычеством, ведь для христиан Христос – это «Солнце Правды». Так что, друзья, все культуры и религии больше имеют сходства, чем различий, стоит лишь захотеть их поискать.

Дворец Шахмат в шахматном городе

Вокруг центрального хурула, как и вокруг старинного храма на окраине Элисты, находятся молитвенные барабаны - «кюрде», на которых написаны молитвы. И таких барабанов больше здесь, чем на территории первого храма. Нужно обойти весь храм, чтобы прокрутить все барабаны почасовой стрелки и таким образом очиститься от дурной энергетики, по крайней мере, если в это верить. А без веры и не стоит ехать в такие сакральные места! Тем временем солнечное тепло снова заменили прохладные тучки, которые добавляли цветового колорита всему священному «пейзажу». И наш экскурсовод - руководитель позвал снова в автобус, чтобы отправиться в обратный путь. А я ещё немного постояла под аркой перед храмом, стремясь запомнить всю эту красоту своим сердцем, а не только объективом фотокамеры. Не знаю, состоялась ли у меня та самая Встреча, о которой я говорила вначале своего повествования, Встреча с чем-то большим чем ты, с чем – то отличным от тебя и способствующим твоему развитию. Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, нужно время для осознания. Так что, ждём с главного Судию!

Надеемся и мы в будущем побывать на дивном фестивале тюльпанов!

Снова за окном замелькали бескрайние степи, на которых цветут дикие тюльпаны, пасутся коровы, бараны, овцы, вот только не хватало для полноты и красоты картины верблюдов. Но это дополнение, видимо, ждёт нас в другой раз. После того, как мелкий дождик вдоволь «нахулиганил», тучки постепенно стали рассеиваться, и на небе…показалась радуга! Д а, та самая, что родом из детства. Такая неописуема яркая, торжественно победившая холод и дождь, явившая миру высшую гармонию в природе! А на западе тем временем медленно и верно солнце готовилось к своему вечернему традиционному «обряду»- к закату. Вот так природа вступает в свой загадочный диалог с человеком: иногда шепча дождём, порой крича порывистым ветром, а иной раз, исполняя колыбельную песнь…

...И действительно, по закону природы , всегда после дождя на небо как на авансцену, выходит радуга! Цените жизнь, друзья! И до встречи!

К сакральному путешествию была причастна Анна Иванова

Напишите свой комментарий: