Сергей Карсаев: «Сказать больше, чем изображение…»


 

с Сергеем Карсаевым

18 декабря в кинозале «Шанс» состоялась творческая встреча с Сергеем Карсаевым.

Сергей Фридрихович –  поэт, сценарист, видеооператор,  с 1986 по 1991 годы - организатор и режиссёр   легендарных международных фестивалей новейшего искусства «Неопознанное движение». Наш земляк Сергей Карсаев всегда рад показать свои новые работы и пообщаться со зрителями.

В Киновидеоцентре, несмотря на морозы и изрядное количество снега на улицах, собрались зрители: небольшое, но  достаточное число любознательной молодёжи. Ведь «лучше меньше, да лучше», как справедливо заметил режиссёр.

Сергей Карсаев рассказал об истоках и особенностях фестиваля «Неопознанное движение»: на базе «Волгоградского клуба любителей импровизации» в 1986 году состоялся I-й фестиваль искусств «Неопознанное движение», имевший большой резонанс не столько в Волгограде, сколько в Москве и по всему тогдашнему СССР.  Всего этих  фестивалей с 1986 года по 1991 прошло в Волгограде шесть. Это были фестивали новых, ещё  неопознанных в России поэтов, музыкантов и художников, пропитанных  духом эксперимента:  авант-рок, фриджаз, эпатажный поэтический проторэп, концептуализм, новейшая академическая музыка, шокирующие авангардистские перфомансы.  И всё это – на  главных площадках Волгограда. На фестиваль «Неопознанное движение» съезжались артисты не только со всей нашей страны, но также и из ближнего зарубежья и Европы.

По словам Сергея Карсаева, в эпоху клипового сознания и информативной перенасыщенности  очень сложно суметь завладеть зрительским вниманием и «заставить»  его следовать за ходом авторских мыслей, и потому иногда нужно прибегать к провокациям.

Рассказывая о своих видео работах, Сергей Карсаев отметил, что чувствует родство с японской живописью: «В отличие от европейцев, японцы умудрялись сказать многое на картинках величиной в 15*20см. Так и мои короткие видео можно  сравнить с небольшими японскими картинами. Это словно стихи, короткие образы, где автор  минимумом художественных средств хочет сказать многое. Иными словами, сказать больше, чем само изображение. Тот же Хокусай одну и ту же гору нарисовал в разных состояниях, но – так мало сказать и так много выразить!»

Стержнем  показа в Волгограде стал фильм "Шесть миниатюр о пастухе и корове  по рисункам Тенсё Сюбуна" на  музыку  композитора Сергея Ахунина.  Режиссёра настолько захватила музыка, услышанная им в московском КЦ «ДОМ» на авторском вечере этого композитора, что он снял исполнение «Шести миниатюр» на камеру прямо с колена, находясь на концерте. А по возращению из Москвы в Волгоград принялся за монтаж фильма.

В основу положена серия рисунков дзэнского монаха XV века Тенсё Сюбуна, написанная как своеобразные иллюстрации к практике Дзэн по подчинению ума. Наш ум - это бык, а мы – пастух. На протяжении всего произведения лаконичные графические зарисовки плавно перетекают одна в другую, ненавязчиво раскрывая  перед  зрителем смысл глубокой философской притчи.

Очарованная этой утончённой работой, публика затаив дыхание встречала финал произведения. Одухотворенная тишина повисла в зале.

Всё главное уже сказано.

А художник с умиротворением наблюдал за изменившимися лицами людей, познавших  какую-то неуловимую вечную истину.

Сергей Карсаев, помимо фильмов, пишет ещё и стихи, снимает «классические» документальные картины. Свою позицию по этому поводу он объясняет так:
–  Моё материальное и социальное положение поставили меня в такую ситуацию, где  я  вынужден был начать работать в жанре коротких фильмов, длительностью от 1 до 30 минут, что мне самому оказалось только на руку: в наш суетящийся век скоростей зрителю всё труднее смотреть большие, громоздкие картины. А сетевое пространство, наполненное короткими и ёмкими работами, даёт шанс таким видеоартистам, как я.  К тому же, являюсь одним из немногих в нашей стране, кто делает видео с современной и экспериментальной музыкой.

Известно, что 50 лет назад кино имело гигантское влияние, а сейчас  он уже им не обладает. В Европе ещё есть понятия «видеотеатр», «поэтическая  экспирементальная видео- и кинодокументалистика». Есть маленькие видеотеатры, где показывают такие фильмы.  В советском кино это  тоже когда-то было, а сейчас  в нашей стране ничего подобного нет.  В детстве я смотрел по телевизору  по единственному тогда ТВ-каналу  фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, показывалось  много образного немого кино – и все это нормально воспринимали, а ныне утопили в потоках телесериалов всё, в зрителях убили способность воспринимать  кино- видео образы.  Но важно знать:  ещё есть люди, которые  хотят видеть что-то нетрафаретное, заставляющее мыслить, погружаться в игру аудиовизуальных метафор.  И свою задачу я вижу в том, чтоб восполнить то, что было утрачено.

Тамара Исмаилова.

Справка:

Карсаев Сергей Фридрихович.

Родился в 1951 году. Поэт, сценарист, режиссер, журналист, видеооператор. Окончил Волгоградский педагогический институт по специальности «Русский язык и литература».

С1986 по 1990 гг. являлся организатором и режиссером международных фестивалей новейшего искусства «Неопознанное движение» в Волгограде.

Актер перформанс-группы «Оркестрион». В составе группы побывал на гастролях в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Пярну, Лондоне, Хаддерсфилде, Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Геттингене, Вене и др.

В 1989 г. Сергей Карсаев с группой «Оркестрион» выпустил компакт-диск с музыкально-поэтическими композициями группы на фирме «Лео Рекордс» (Лондон, Англия).

В 1990 г. являлся сценаристом и режиссером двух клипов группы «Оркестрион» по заказу «ChanelFour» ВВС (Лондон, Англия).

1990-1991 гг. – режиссер первой телевизионной передачи о новейшем искусстве «Тишина №9»РТР (Москва)

С 1993 по 1995 гг. являлся участником кино-видео фестивалей в Оберхаузене, Франкфурте (Германия), Майями Бич (США) и т.д. В эти же годы Сергеем Карсаевым были созданы видеофильм «BalanseAction», фильм-балет «Версии» на Симфонию № 5 А. Тертеряна, видеофильмы «Эскиз», «Анвар» и т.д.

В 1996 г. был стипендиантом организации Культурконтакт при Министерстве культуры Австрии.

В 1997 г. – дипломант международного кинофестиваля «Золотой витязь» (Москва – Киев). В этом же году созданавидеопоэма о донском казачестве «Чаю воскресения».

С 2000 по 2003 гг. был главным режиссером волгоград-ского эфирно-кабельного ТВ «Электронные Радио Опти-ческие Системы». В эти же годы им созданы фильмы «Слово», «Черный люд и общаги», «Тихая Алхимия».

В 2003 г. С. Карсаев получил главный приз международного медиафестиваля им. Александра Невского (Волгоград) за фильм «У вечного покоя». В этом же году стал дипломан-том международного фестиваля «Вечный огонь» (Волгоград). Видеоклип «На заре то было».

2005 г. – участник конкурса лучшей видеопродукции в металлургической отрасли России и стран СНГ «METAL VISION 2005» (Москва). Получил приз «Лучшая звукорежиссура» за фильм «Красный работает!»

2003-2008 гг. – сценарист и режиссер передачи «Угол отражения», режиссер фильмов «Музыка в неволе», «Легенды и были Качи», «Фетофония», режиссер передачи «Городские истории» (Волгоград ТРВ).

В 2008 г. вышел сборник стихов разных лет «ГОЛОСА» (Государственное учреждение «Издатель» Волгоград).

2008 г. – сценарист и режиссер трехчасовой видеопоэмы «История души Красноармейского района, изложенная подробно, но неполно».

Сергей Карсаев – участник передач на волгоградском радио, радио «Маяк», «Эхо Москвы», Русской службы ВВС (Лондон).

Сергей Карсаев – автор поэтических газетных и журнальных публикаций в Волгограде, Москве, Гамбурге, Лондоне. Рецензии на представления, диски, публикации и фильмы, автором или участ-ником которых был С. Карсаев, выходили в журналах и газетах «Музыкальная жизнь», «Эстрада и цирк» (Москва), «Московский комсомолец», «Коммерсант Daily» (Москва), «JazzForum» (Варшава), «Billboard» (Нью-Йорк), «Wire» (Лондон), «Jazzthetik» (Мёнстер).

Напишите свой комментарий: