У каждого есть шанс — из гадкого утёнка превратиться в прекрасного лебедя!


                                                                                                   «Когда б вы знали, из какого сора
                                                                                                     Растут стихи, не ведая стыда»
                                                                                                     Анна Ахматова

Помните, замечательную сказку Г.Х. Андерсена «Гадский утёнок» -историю о вере в чудо и обретение себя? Эти литературные образы живут в нас, поддерживают в трудные минуты и учат мудрости. Но кроме искусства и культуры в нашем обществе есть целые научно-практические организации с профессионалами, которые меняют жизнь людей к лучшему.
Кто же эти профессионалы и что они делают? Оказывается «волшебниками» зовут логопедов, открывающих возможности людям для речевого прорыва после долгого молчания. Это подобно глотку долгожданной освежающей воды после, казалось, бесконечного пребывания в одинокой пустыне! Человек, как известно, существо социальное и не может жить без взаимодействия с другими людьми, так как коммуникации ведут к взаимному развитию, даже в случае негативного влияния. А вот статичность жизни, что называется «под колпаком», «в футляре» - явно ограничивает человеческий потенциал и лишает перспектив. И что как ни развитие речи способствует социальному и интеллектуальному созреванию человека.
Одним из лучших центров логопедического профиля в России является «Логопед-Профи». Организация основана командой единомышленников, состоящая из опытных профессионалов своего дела. Генеральный директор компании – заслуженный российский логопед, Олеся Жукова. Начиная с 1989 года, Олеся Станиславовна работает логопедом и помогает другим обрести полноценную речь. Как специалист высокого уровня она сформировалась благодаря СПб НИИ ЛОР. Этот "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи" Министерства здравоохранения Российской Федерации является ведущим научно-исследовательским лечебным учреждением России. Главная задача института - оказание высококвалифицированной и высокотехнологичной специализированной медицинской помощи при заболеваниях уха, глотки, гортани, полости носа и околоносовых пазух и при патологии речи. Одни из первых в стране, кто начинал делать кохлеарную имплантацию детям с нарушением слуха, были специалисты Научного Института, осознавшие, что слуховой аппарат уже давно устарел и не эффективен. Но Олеся Станиславовна пошла дальше. Она решилась, как сама об этом говорит, на социальный эксперимент – организовать команду единомышленников и создать частный центр абилитации и развития ребёнка, который сейчас носит название «Логопед - Профи». Иной раз можно спутать схожие по звучанию слова – реабилитация и абилитация, значения которых различны. Абилитация занимается детьми, начиная с самого маленького возраста, когда только обнаруживаются самые первые элементы нарушения.
На сегодня этот Центр является одним из успешных частных образовательных учреждений в стране и даже в мире. Ведь не только жители России, но и Таиланда, Канады, Норвегии, Германии и т.д. приезжают лечиться и учиться в это учреждение. Это не означает, что Научный Институт не имеет перспективных исследований и методик лечения, но являясь государственным учреждением, напрямую зависит от всех перипетий во властных инстанциях. К примеру, ОМС – обязательное медицинское страхование выполняет лишь формализованную бесплатную медицинскую и логопедическую помощь населению. К ней нужно и также относится, как к форме без содержания. А за качественным лечением обращаются в головные учреждения страны или в частные центры.
Как отмечает Ольга Станиславовна, она счастливый человек, потому что занимается любимым дело, которое приносит пользу обществу, и вместе с коллегами они полностью отвечают за процесс и итог труда, пишут планы и не зависят от приказов «сверху». Эта та истинная свобода, которая позволяет расширять свои границы, и при этом за всё нести ответственность. И конечно такие личности интересны везде, их приглашают, чтобы расширить границы собственного мировосприятия. Поэтому с тематическими семинарами команда Ольги Жуковой разъезжает по всей стране. И недавно они посетили наш город.
В Волгограде действует замечательная общественная организация - «Хочу слышать» под предводительством Оксаны Муртазаевой. Она - мама девочки, которой сделали кохлеарную имплантацию, поэтому понимая всю проблему изнутри, она занимается активной общественной и просветительной деятельностью. Организовывает различные мероприятия по поддержки семей с послеоперационными детьми, ищет спонсоров, ведь операция – явление не из дешёвых. Приезд логопеда из столицы так же прямая заслуга организации «Хочу слышать».
На семинаре зал был полностью заполнен открытыми молодыми лицами, заинтересованных в новой информации. Лектор оказался не только хорошим логопедом, но и нескучным оратором, поэтому 6 часов пролетели как один миг. В течение этого времени Олеся Станиславовна показывала свою презентацию и подробно рассказывала молодым женщинам, как воспитывать детей с речевыми сложностями. Если углубляться в причины возникновения этой проблемы, то они - самые разные: тугоухость, генетическая предрасположенность, экологически негативная окружающая среда, перенесённая инфекция, аутизм и т.д. Понимая всю сложность речевого прорыва, в народе логопедов иногда именуют волшебниками. Лектор же, наоборот, везде и всюду повторяет: «Мы не торгуем волшебством! Жаль, что многим современным родителям легче поверить в чудодейственные лекарства, бегая от одного специалиста к другому, нежели совершать объёмную, совместную со своими детьми, работу». Такое поведение взрослых людей логопед называет инфантилизмом. И продолжает: «Я же не могу одна обучать и воспитывать детей. Я всего лишь специалист, а не родитель, поэтому формирование маленькой личности происходит комплексно: логопед плюс семья, без активного участия родных все наши методики бессмысленны».
А методик на сегодня много, и известный педагог-логопед, впитав в себя большой опыт мировых достижений и открытий в самых разных областях человеческого знания: психология, сурдопедагогика, философия, неврология, физиология и т.д., написала свой труд под названием «Логопедический букварь». Специфическая особенность книги – в принципах, открытых самим автором, главный из которых - научить читать ребёнка до начала развития речи. А большинство классических букварей построено на иных законах – учить читать после того, как у ребёнка сформируется чистая речь. Например, «Букварь» Н.С. Жуковой, однофамилицы, с коей путают Олесю Станиславовну, предлагает методики запоминания буквы для детей уже предшкольного возраста и с нормальной речью. «Логопедический букварь» же основан на других идеях. Ведущая методика развития речи в учебнике у Олеси Жуковой–с помощью образа буквы, звуковых фонетических ассоциаций с ней и артикуляционных особенностей научиться читать. Учебник структурирован по следующей схеме: буквы идут от простых звуков к сложным как в онтогенезе развития речи. Например, алфавит начинается такими буквами с простым звучанием, как: б, м, п. Почему у ребёнка первые слова – «мама», «папа», «баба», а именно из-за их фонетического содержания.
Как поясняет автор, важно понять, что цель книги – научить читать не буквы, а слова, которые образуют целые тексты. Напомнить ребёнку, что буква может быть то же словом, например «А!», как междометие. Педагог, применяющий «Логопедический букварь» в своей практике, должен не забывать о прагматической стороне обучения, помнить, что чтение и речь – всегда средства для чего-то большего. И задача логопеда – мотивировать ученика на учёбу и применение своей речи. В сознание ребёнка нужно «запустить программу» на коммуникацию с внешних миров, чтобы ему самому хотелось развиваться. Для этого логопеду и родителям необходимо применять в своих воспитательных практиках очень много эмоций и артикуляционных движений, побуждающих к общению ребёнка. Как рассказывает, Олеся Станиславовна, «Когда после работы я оказываюсь дома, то едва ли могу шевелить языком, вся челюсть – ноет». Вот они - издержки профессии, вот она цена за счастливые судьбы детей.
И таких судеб немало. Когда-то ещё маленьким пришёл на занятия к Олесе Станиславовне слабослышащий мальчик по имени Коля, замкнутый и без стремления к диалогу. После долгих лет обучающих практик из «гадкого утёнка» Коля превратился в успешного Николая. Сейчас он учится на юридический факультет Питерского Института, пишет философские трактаты, изучает уголовное право, пишет стихи. И всё эти, так называемые, чудеса - заслуга родителей и педагогов. Главное, таким людям найти свою путеводную звезду и следовать за ней. Дети после кохлеарной имплантации так же нуждаются в этой путеводной звезде. Ведь каждый случай, каждая ситуация – неповторимы, и каждому маленькому человечку нужен индивидуальный подход. Как пояснила, Олеся Станиславовна, до сих пор вокруг кохлеарной имплантации очень много мифов, кои нужно развенчивать.
В Волгограде просветительскую работу ведут представители общественной организации «Хочу слышать». Но предубеждения относительно кохлеарной имплантации до сих пор остаются. Отсутствие знаний рождает в людях ложные представления о таких детях, как о неких инопланетянах – чужаках, из-за специального аппарата за ухом. И такие мифы лишают самых разных людей полноценной коммуникации – по причине поиска не общего, а различного. Среди врачей и учёных бытуют мнения, что такие имплантаты – вредны, что они влияют негативно на мозг и т.д. Но как показывают многочисленные исследования и эксперименты, массового вреда от имплантанта быть не может, за исключением индивидуальной не совместимости с телом. Возможно, это происходит от того, что общество всегда будет делиться на группы прогрессивно мыслящих и консервативно настроенных людей. Консерваторы продолжают доказывать преимущество слуховых аппаратов, а если углубиться в историю, то вспомнится, что до аппаратов применялся метод Дактиля (19 век). Личности, стоящие на стороне прогресса видят преимущества кохлеарной имплантации перед всем предыдущим научно-практическим опытом, и понимают, что техническая революция неизбежно влияет на педагогический процесс. В этом влияние есть и свои плюсы и минусы. Но и сама педагогика, логопедия в частности внутри себя развивается, потому что непрестанно встречается с новыми проблемными ситуациями, для которых нужны свежие эффективные решения. Так практика может обогащать теорию, но этот факт пока далеко не все государственные научные и учебно-образовательные институты признают, поэтому основные учебники по логопедии, выпускаемые Министерством образования и науки РФ, обрисовывает идеальную ситуацию в данной сфере. В них человек взят как общая абстрактная схема, без индивидуализации и такие же отражены схематичные и устаревшие методики работы по развитию речи…
Семинар в Волгограде, на котором выступал желанный гость с Москвы, завершился. Молодые родители и специалисты открыли для себя много ценных знаний о современной логопедии и о том, какова же их собственная роль в формировании речи у детей. Впереди у талантливого логопеда Олеси Жуковой много социально-значимых и профессиональных планов. Одно из ближайших – выступление на вебинаре в марте по теме: «Реабилитация детей после кохлеарной имплантации: международный опыт», на котором она снова всем напомнит, что главное в работе с детьми, у которых речевые трудности – акцентирование не на произнесении звуков и букв, а в формировании сознания, понимающего, зачем ему нужна речь и как ею распорядиться. Ведь речь это наш родник, наш золотой исток, приводящий к бесконечному океану жизни.

На встрече была Анна Иванова. 

Напишите свой комментарий: