«О чём поёт виолончель?»


                                                                                                                        О чём поёт виолончель,

                                                                                                                        Когда забрызгала капель
                                                                                                                        По цинку водосточных труб
                                                                                                                        Смычком касаясь словно губ..
                                                                                                                        (Алексей Салтыков)

Именно под таким названием прошёл музыкально-поэтический вечер в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького. Любителей, ценителей и тех, кто только прокладывает свои первые шаги навстречу этому «драгоценному алмазу» собралось немало, а это верный показатель того, что в нашем обществе существует потребность в камерной музыке, возвышающей душу. А, как известно, если есть спрос, то и рождается предложение. И такое изысканное предложение осуществили для всех желающих представители Волгоградского академического симфонического оркестра - Нина Винокурова и Ольга Седенкова  (виолончель) и Детской школы искусств №8 - Влада Ерёменко (фортепиано) , а ведущим сего культурного праздника  была Ирина Васирук. 
Смычок подобно волшебной палочке, который прикасаясь к струнам человеческой души, исполняет её самые заветные мечты. Ведь именно музыка из всех видом искусств наиболее блика к нашему бессознательному, к интуитивному восприятию мира, являясь самой абстрактной сферой, трудно продающейся какой-либо объективной интерпретации. Конечно, есть эксперты – музыковеды, стремящиеся придать музыкальному произведению четкие формы и конкретные смыслы, но всё же последнее слово остаётся за самим слушателем. На эту тему написано немало трудов, как развить музыкальный вкус, эстетическое мышление и т.д., но музыка тем и примечательна, что её можно постигать сначала с помощью мира чувств, и только потом получать знания. А бывает так, что просвещённый ум не даёт полностью раствориться в океане звуков, всё время, анализируя и подмечая тонкости звучания.
Как отмечают музыковеды, самые первые шаги к музыкальному просвещению выражаются в умение различать мелодию и гармонию в произведение, воспринимать на слух любую композицию подобно литературному тексту - со всеми вступления, кульминациями и развязками. А знать определения адажио, аллегро и прочих музыкальных терминов – это уже следующая, более сложная, ступень на лестнице образования. Развитое эстетическое чувство помогает жить и где-то даже выживать, как бы это не звучало слишком прагматично. Человек, не способный различать безобразное от прекрасного, испытывать катарсис – очищение благодаря тому или иному явлению искусства, – не может полно и ясно воспринимать этот мир. И камерное творение это надёжный друг и верный спутник для тех, кто открыт новому душой и умом.
История развития такого музыкального инструмента как виолончель – богата событиями и насыщена великими менами. Начиная с 16 века, Эпохи Возрождения, она заявляет о себе миру. Своим тенором и басом постепенно привлекает всё больше и больше публики, жаждущей духовной пищи. На заре своего развития виолончель проявляла себя как инструмент сольных произведений. Одним из лучших тогда итальянских композиторов был Доменико Габриели, писавший в жанрах сонаты и ричеркары. Затем, уже к середине XVIII века виолончель начинает показывать себя  как «зрелый» концертный инструмент, как неотъемлемый «голос» симфонического оркестра и камерных ансамблей. Но окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыкальной культуре произошло в XX веке благодаря виртуозным исполнителям, в частности, такому как Пау Казальса. И до сих пор, несмотря на весь научно-технический прогресс, на многочисленные акценты в сторону механизации человеческого труда и восприятия оного порой не более как функции, в нашем 21 веке стремление к прекрасному остаётся, а точнее усиливается с каждым днём. Видимо, как раз из-за засилья самой разной информации и самых разных технологий, ещё больше человеку хочется прикоснуться к миру чувств, отправиться в путешествие, которое дарит всем музыка...
Музыкальный вечер показал всем присутствующим, как универсальна виолончель. Она не только может украшать собой целый оркестр, солировать, исполняя «соловьиные трели», но и вести интеллектуально-духовную беседу со своей «сестрой - близняшкой». Сколько удивительных выдающихся произведений написано для двух виолончелей! В этой связи можно вспомнить Франца Шуберта – немецкого композитора 19 века, сочинявшего изысканные шедевры. Известно, что композитор обладал редким даром мелодиста, что способствовало развитию и совершенствованию его тонкого музыкального чутья. И сегодня исполнять такую музыку всегда почётно и волнительно одновременно. Женское трио порадовало всех «Неоконченной симфонией» Ф. Шуберта, «Адажио для 2-х виолончелей и фортепиано» и т.д. Звучали и серенады, и романсы, и сонаты самых разных композиторов. Вспомнили и А. Вивальди, создавшего около 20 произведений для этого колоритного инструмента, и Ж. Оффенбаха, писавшего музыку не только для оперетт и маленьких опер, но и для подруги-виолончели, слыша в ней «глас Божий», и Ф. Кумера – немецкого виртуоза, который в вместе с Шубертом и Мендельсоном гастролировал по всему миру. Фридрих Кумер написал замечательную книгу - «Школа игры на виолончели», до сих пор дети с разных уголков земли учатся по ней. На сегодняшний день действуют мощные школы виолончелистов, например, в Одессе, Санкт-Петербурге и т.п. Эти факты ещё раз доказывают, насколько необходимо музыкальное искусство современному обществу. Оно подобно «живой воде» вечно льющейся из благородного кувшина мироздания, наполняя жизнь гармонией и красотой, питая Вселенский Дух и душу каждого человека, настроившегося на его волну.
Вечер закончился, но общение с виолончелью никогда не кончается. О чём же она поёт? Наверное, для каждого у неё своя песня, главное верно настроить струны своей души, чтобы внимать это послание. И каждый раз, когда музыканты выходят на сцену, даже после многочисленных репетиций, они всегда ведут новую, неповторимую «беседу» со своим инструментом и со всеми слушателями. Ведь виолончель – это продолжение самого человека, в котором он обретает бесконечность и безграничность. Люди стареют и умирают, но музыка – всегда молода и жива.

 

В музыкальном «океане» растворялась Анна Иванова.

Напишите свой комментарий: