Звуки музыки


В нашем городе существуют и действуют разнообразные сокровищницы культуры и истории. Ими являются музеи, коих в нашем городе много. Одним из интереснейших музеев сегодня является музей музыкальных инструментов Е.Н. Пушкина.

muz

Из истории

Музей основан Евгением Николаевичем Пушкиным. В течение всей своей жизни он собирал и реставрировал музыкальные инструменты. Интерес, который затем перерос в настоящую любовь к муз. инструментам, родился у Евгения Николаевича, когда ему было ещё 6 лет. Тогда он впервые научился играть на гармошке. А в подростковом возрасте уже умел не только на них играть, но и создавать их своими мастеровыми руками. Первые шаги к этому искуссному мастерству проявились, когда он работал рабочим на железной дороге и тогда вдруг услышал, как звучит ансамбль струнных инструментов. И неожиданно возникло то самое, непреодолимое стремление быть глубоко причастным к музыкальному миру. Для этого он собирал нужные материалы, ездил в ДК, снимал мерки и воплощал мечты в жизнь. Далее, он, будучи ещё школьником, организовал детский струнный оркестр, в том самом селе Родничок Балашовского уезда Саратовской области, где он когда-то рос.

Несмотря на все свои способности в искусстве, Евгений Николаевич стал профессиональным бухгалтером, а любовь к музыке сохранил на всю жизнь. Это проявлялось в его собирательстве муз. инструментов и их реставрации. Он много путешествовал, бывал в самых разных городах и странах, где знакомился с людьми, готовых подарить ему тот или иной объект муз. искусства. Например, французская фисгаромония, относящаяся к классу пневматических муз. инструментов, была привезена из комиссионного магазина. Экзотичную и дивно звучащую гавиоли подарил Лев Евгеньевич Кобозев из г. Волжский. Было и по-дургому: полные отчаяния, люди приносили к нему свой инструмент, без надежды на возможность услышать ещё стройные звуки.  А Евгений Николаевич, подобно волшебнику, вдыхал в инструмент вторую жизнь и преображал его до неузнаваемости. А иной раз, коллекционер сам искал «проводников звука», охотясь подчас за редкими экземплярами, коих в итоге собралось у него немало.
muz3Всю коллекцию можно разделить на два периода: довоенный и послевоенный. До войны у Евгения Николаевича было всего около 20 инструментов, а после того, как он вернулся с фронта в 1945 году, коллекция стала расширяться. И на сегодня в ней находится более 350 муз. инструментов разных времён и народов, среди которых есть такие редкие, как: гавиоли и гармония-флют. Из струнных: гусли, цитры, цимбала и т.д. А среди пневматических муз. инструментов радуют: баяны, аккордеоны, гармоники, фисгармонии и т.д. Изначально, эта была частная коллекция, но в 1985 году Евгений Николаевич подарил 240 инструментов г. Волгограду. И теперь его благородное дело продолжают его внуки и правнуки, которые организовали музей в том самом доме, где жил когда-то их выдающийся предок.

 

Настоящее

Музей музыкальных инструментов Е.Н. Пушкина располагается в скромном месте г. Волгограде - в Кировском районе, по улице Быстрова, в доме №257. Ни чем, на первый взгляд, не отличающееся сооружение от других, которые стоят с ним в одном ряду. Лишь при совсем близком рассмотрении этого исторического дома можно заприметить табличку, где написано, что здесь находится уникальная коллекция муз. инструментов. Возможно в этом то и разгадка: чем значительнее по содержанию объект или предмет, тем скромнее он снаружи, дабы ещё больше заинтриговать и побудить человека к познанию. Отвечая на вопросы любопытствующих на тему, почему же вы не популяризируете свой музей, своего легендарного родственника, работники музея говорят: «Зачем вся эта суета? У нас иные цели и задачи. Мы проводим экскурсии, разные культурные встречи, конкурсы, чтобы вдохновлять и просвещать жителей и гостей города. И если у них есть потребность в прекрасном, то они сами нас найдут».
muz6И действительно находят. Особенно много школьников заинтересовывается в жизнедеятельности музея, участвующих во всевозможных конкурсах. Например, в конкурсе «В мире музыкальных звуков» дети рисовали, делали поделки, а также раскрывали свои исполнительские возможности. А один юный участник до того вдохновился, что сам написал сонату для конкурса. И это только начало. По словам организатора конкурса Людмилы Кравченко, цель подобных мероприятий – возродить интерес и любовь у ребят к живым музыкальным звукам. Они в основном сейчас слушают музыку в наушниках или с помощью технических носителей, а стремлений самому научиться играть на том или ином инструменте или хотя бы слушать в живую, как играют другие, - мало. Если раньше была традиция иметь дома тот или иной муз. инструмент и учить своих детей игре на них, чтобы они росли в атмосфере гармонии и живых красивых звуков, то сейчас эта традиция слегка забыта. Технический прогресс даёт о себе знать, в котором есть и свои плюсы, и свои минусы. Музей Е.Н. Пушкина напоминает всем о важности пребывания в пространстве, где живут живые инструменты своей особенной жизнью, воплощающие в себе гармоничное сочетание формы и содержания, развивающие своим звучанием эстетический вкус и чувство мелодии и ритма.
Казалось бы, внешне ни чем не примечательный деревенского типа домик, с маленькими комнатками внутри, с раскидистым ботаническим садом во дворике, но независимо от объёма, внешней формы, - каждого проникшего в эту обитель музыки не покидает ощущение величественности и масштабности. Эти самые ощущения создают инструменты своим видом и звучанием. И у каждого из них – своя история, своя душа, свой образ, и чтобы настроиться на его волну, нужно научиться с ним «разговаривать», как с живым человеком и стремиться понимать, что же он хочет тебе сказать. К примеру, на фисгармонии можно сыграть вальяжный «Вечерний звон», но фуга Баха –уже не подойдёт, и в этом необходимо разбираться. А что хочет сказать, например, струнная щипковая бандура, украинско-народного происхождения, когда доносится её яркий тембр? Кто-то скажет, что для понимания нужно быть самому украинцу и чувствовать эту культуру, а кто-то уверен, что дело не в национальности, а в развитом музыкальном чутье, когда струны твоей души созвучны струнам любого инструмента.
muz2Не обошли стороной сокровищницу культуры и первобытные африканские звучания. Известный этнический инструмент «Шум дождя» по народным поверьям стран Африки, способен вызвать настоящий дождь, где, как известно, это явление нечастое. Когда слышишь этот «шум» то возникает ощущение, будто ты вдруг очутился в знойной Африке, и вместе с её жителями вы вызываете дождь. Необыкновенные эмоции…А кто под заскучает в песках южного континента среди верблюдов и тигров, то можно плавно переместиться на удивительный остров Мадагаскар и услышать там чарующие звуки местного народного струнного щипкового инструмента под названием валиха. Выглядит он прекрасно, и также прекрасно звучит.

В музее среди «взрослых» инструментов присутствуют и «детские», то есть сделанные руками детишек. К примеру, маракас - древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук; также различные свистульки, трещотки и т.д. Когда дети собираются и играют на собственных «погремушках» - это картина достойна умиления. Кроме струнных и шумовых инструментов, в коллекции музея собранно немало духовых и клавишных шедевров. А для тех, кто хочет насладиться колокольным перезвоном, в музее собраны виды разных колокольчиков, добавляющих изюминку в общую коллекцию.
Как замечают, Сергей Пушкин, правнук Евгения Николаевича и внучка, Людмила Кравченко, их легендарный предок видел в каждом инструменте – настоящего собеседника, готового удивлять и чему-то учить, а он, в свою очередь, готов был учиться и удивляться! С этим редким музыкальным чутьём можно только родиться, невозможно человека заставить хорошо на чём-то играть, обучая его, а иной раз, даже «дрессируя», как это часто бывает в музыкальных школах. Евгений Николаевич – истинный самородок, его никто не учил, он сам до всего доходил, и в этом его уникальность. Любовь к звукам музыки он передал своей семье, своему роду, и поэтому Людмила Кравченко вместе со своим сыном продолжают начатое дело своего могучего родственника,
Как раньше, ещё при жизни выдающегося коллекционера, работники музея иногда обнаруживают на пороге дома-музея что-нибудь эдакое. Например, недавно заприметили ветхое пианино. Его оставили возле входа в музей, не объясняя, откуда оно и зачем. Ещё одним из свежих приобретений можно назвать баян, который принесли внуки одного дедушки, любящего играть на этом инструменте, но так как его не стало, родственники решили отдать баян в надёжные музейные руки. И работники принимают.
muz6Так было всегда. Евгений Николаевич мог «приютить» любой «бездомный» и даже «жалкий» на вид инструмент, чтобы его «вылечить и дать ему новую интересную жизнь. Но большая часть коллекции приобретена им на свои деньги, коих он никогда не жалел ради искусства, ради своих потомков. В этом ему очень помогала жена, которая заботилась о каждом инструментом, как о малом ребёнке, понимая всю значимость их семейного дела. Они вместе видели будущее, в котором их дети, внуки, правнуки и т.д. продолжат начатую ими затею и принесут тем самым пользу себе и ближним. Так оно сейчас и происходит.
Так что же такое музыка? На мой взгляд, музыка - выше всех национальностей и религий, она – самодостаточное и в то же время, объединяющее явление. Она вносит в мир гармонию и красоту, она превращает хаос - в порядок, придаёт форму всем нашим чувствам. Её нужно сначала прочувствовать, и затем уже познавать разумом, улавливая в ней гармонию и мелодию. Будьте на волне музыкальной стихии и приходите е в гости в музей музыкальный инструментов Е.Н. Пушкина, который не поэт!

muz1

 

 

К звукам музыки приобщалась Анна Иванова. 

Напишите свой комментарий: